Краткая история
История создания IREG и основные события
На конференции в Варшаве, в 2002 г., международная группа экспертов по ранжированию совместно с Европейским центром по высшему образованию ЮНЕСКО-СЕПЕС выдвинула совместную инициативу по фокусу на качество высших учебных заведениях при проведении академического ранжирования.
Впервые международная группа экспертов по ранжированию - IREG была сформирована в Вашингтоне (США) в 2004 году. Эта группа была создана в 2004 году Европейским центром высшего образования ЮНЕСКО (Бухарест) и Институтом политики в области высшего образования США (Вашингтон).
В 2006 г. на конференции в Берлине (IREG-2), международная группа экспертов по ранжированию сформулировала «Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений», в которых разработаны 16 стандартов ранжирования.
В настоящее время Берлинские принципы ранжирования получили международное признание, на которые ссылаются все рейтинговые агентства мира в области высшего образования. В состав Международной экспертной группы по рейтингу университетов входят наиболее признанные эксперты — представители Всемирного банка, ученые США, Великобритании, Китая, Испании, Франции, Германии, России, Австралии, Греции, Бразилии и других стран.
На конференции в Шанхае (IREG-3), в октябре 2007 г., на которой были представлены ученые, практики и аналитики из 45 стран мира, было принято решение о преобразовании международной группы экспертов IREG в организацию - IREG - международная обсерватория по академическим рейтингам.
Варшава, международная конференция 18 апреля 2008 г.
В Варшаве, было проведено первое заседание Исполнительного комитета - IREG во главе с председателем, профессором Ян Садлаком и его заместителями. В исполнительный комитет вошли представители 11 стран мира, среди которых США, Великобритания, Польша, Словения, Китай, Канада, Словакия, Румыния, Казахстан, Украина. Официальное месторасположение IREG - Варшава, Польша, мэрия Варшавы представила офис для обсерватории.
Председатель: Jan Sadlak — Директор Европейского центра высшего образования ЮНЕСКО-СЕПЕС, Бухарест (Румыния).
Вице-председатели:
- Gero Federkeil — Руководитель по ранжированию, Центр развития высшего образования (ЦВО) Gűtersloh (Германия);
- Lui Nian Cai — Директор Института высшего образования Шанхайского университета Jiao Tong, Декан, Шанхай (Китай);
- Waldemar Siwiński — Президент фонда образования «Перспективы», Варшава (Польша);
- Alex Usher - Вице - президент Института образовательной политики, Торонто (Канада).
Члены:
- Tom Parker — Исполнительный президент Института политики высшего образования, Вашингтон (США);
- Sholpan Kalanova — Директор Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании, Астана (Казахстан);
- Paul Serban Agachi — Председатель Академического совета, Babes-Bolyai университета Clui, Clui-Napoca (Румыния);
- Ferdinand Devinsky — Президент Словацкого агентства по академическому ранжированию и рейтингу (ARRA), Братислава (Словацкая Республика);
- Marko Marhl — Проректор университета по международным связям в Maribor (Словения);
- Robert J.Morse — Директор базы данных, Журнала «US News &World Report», Вашингтон (США);
- Mihailo Zgurovsky — Ректор Национального технического университета «Киевский политехнический институт», Киев (Украина)
- Алекс Ашер — вице-председатель исполнительного комитета - IREG - Международная обсерватория, вице - президент Института образовательной политики, Торонто (Канада);
- Геро Фридеркаль — вице-председатель исполнительного комитета - IREG - Международная обсерватория, руководитель по ранжированию, Центр развития высшего образования (ЦВО) Gűtersloh, (Германия);
- Ян Садлак — председатель исполнительного комитета - IREG - Международная обсерватория, директор Европейского центра высшего образования ЮНЕСКО - СЕПЕС, Бухарест (Румыния);
- Ниан Лю — вице-председатель исполнительного комитета - IREG - Международная обсерватория, Директор Института высшего образования Шанхайского университета Jiao Tong, Декан, Шанхай (Китай);
- Вальдемар Сивиньски — вице-председатель исполнительного комитета - IREG - Международная обсерватория, президент фонда образования «Перспективы», Варшава(Польша).
Конференция (IREG-4): «Международные и национальные академические рейтинги: общности и различия» состоялась 15-17 июня 2009 года в городе Астана по приглашению Министерства образования и науки РК, организованное при поддержке UNESCO-CEPES, Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании, Национального аккредитационного центра МОН РК, явилась следующим шагом в развитии организации. В конференции участвовали международные эксперты из 40 стран мира и ректора казахстанских вузов, подробнее http://ireg.nkaoko.kz/program
Чаплыгин А.Г. , Конференция - IREG-4, взгляд российского эксперта
Создание и регистрация в Брюсселе IREG– обсерватории академического ранжирования и превосходства в качестве международной некоммерческой ассоциациив соответствие с бельгийским законодательством.
Состоялась первая генеральная ассамблея IREG – обсерватории академического ранжирования и превосходства, сделано заявление, что основной целью организации является улучшение качества международных и национальных рейтингов высших учебных заведений. На генеральной ассамблее были приняты новые члены IREG: Тайваньский совет по оценке и аккредитации высшего образования (Higher Education Evaluation & Accreditation Council of Taiwan -HEEACT) и исследовательская единица компании QS, ответственная за рейтинги.
Конференция IREG-5:«Академические рейтинги: От известности до надежности и релевантности» проходила в г.Берлин в здании Академии наук.В работе конференции принимали участие свыше 160 экспертов по академическому ранжированию из 50 стран мира. Конференция была организована IREG – обсерваторией и германским центром развития высшего образования (CHE) в сотрудничестве с Немецким федеральным министерством образования и науки при поддержке Немецкой службы по академическим обменам (DAAD). На 2-й генеральной ассамблее IREG были приняты новые члены – Национальный университет Сингапура.
IREG – обсерватория академического ранжирования и превосходства совместно с университетом Марибор организовала международную конференцию «Соответствие академических успехов в контектсте обеспечения качества -MappingofAcademicExcellenceintheContextofQualityAssurance»
Глобальный форум ЮНЕСКО: « Рейтинг и оценка качества высшего образования – сильные и слабые стороны»
Являются ли университетские рейтинги надежным инструментом сопоставления уровня высших учебных заведений? Одинаково ли применимы в мире одни и те же критерии? Не оказывают ли они слишком большое влияние на политику университетов? Эти вопросы находились в центре внимания участников форума, который прошел в ЮНЕСКО с 16 по 17 мая (зал II). Его организаторами являлись ЮНЕСКО, Всемирный банк и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Президент IREG, профессор Ян Садлак выступил на Форуме, на котором презентовал принципы и критерии проведения аудита IREG
17 мая состоялась 3-я Генеральная ассамблея IREG, на которой были обсуждены текущие вопросы и рассмотрены заявления новых членов по вступлению в обсерваторию.
Следующая конференция IREG-6 Академическое ранжирование и превосходство в высшем образовании: Уроки полученные с Азии и других регионов будет проведена 18-22 апреля в г.Тайбэй, Тайвань.Конференция будет организована IREG- Обсерваторией по академическому ранжированию и превосходству и Советом по оценке высшего образования и аккредитации Тайваня, HEEACT).
16-17 мая 2013 года обсерватория IREG и Фонд «Перспективы образования» организовали форум о методологиях ранжирования в городе Варшава.
14-16 мая 2014 года QS Quacquarelli Symonds и обсерватория IREG провели IREG-7 конференцию по трудоустройству и рейтингу успеваемости – Критика и влияния в городе Лондон.
11-12 июня 2015 года в г. Ольборг (Дания) прошел форум, организованный Всемирной обсерваторией рейтингов IREG (IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence) совместно с Ольборгским университетом (Aalborg University). На форуме обсуждалась роль предметных рейтингов в оценке эффективности вузов. Участвовало 140 специалистов в области высшего образования из более чем 30 стран: руководители ведущих европейских и азиатских вузов, представители крупнейших мировых издательств и баз данных научных публикаций, рейтинговых и консалтинговых агентств.
Данная конференция была проведена 4-6 мая 2016 года в городе Лиссабон (Португалия) на тему: «Ранжирование университетов и международное сотрудничество по академическим вопросам - средство установления контактов или помеха?». Организатор конференции - Международная обсерватория по академическому ранжированию и высокому качеству (IREG).
Форум IREG-2017 был проведен в г. Доха, Катар. Тема Форума: "Превосходство как движущая сила университета"
IREG-9, Хасселт, Бельгия, 2018
23-25 мая 2018 года Hasselt University и обсерватория IREG провели IREG-9 конференцию – Рейтинг и аккредитация. Две дороги к одной цели?. Аккредитация и рейтинг до недавнего времени воспринимались как две отдельные области в сфере оценки высшего образования, каждая из которых служит разным целям. Однако это восприятие меняется. Хотя эти две системы по-прежнему сильно различаются и функционируют по отдельности, есть признаки того, что границы между аккредитацией и рейтингом стираются.
IREG 2019, Болонья, Италия, 2019
08-10 мая 2019 года ALMA MATER STUDIORUM и обсерватория IREG провели IREG 2019 конференцию – Рейтинги: вызов высшему образованию?. Рост рейтингов университетов не был нейтральным для функционирования высшего образования как в национальном, так и в глобальном масштабе. Некоторые правительства вкладывают миллиарды долларов в «инициативы повышения качества», направленные на повышение международного положения своих университетов; Сами университеты, учитывая рейтинги, реализуют политику, надеясь повысить свою конкурентоспособность и международную известность. Рейтинги стали более сложными и статистически надежными. Многие учреждения, похоже, поняли, что у них есть чему поучиться, даже если они не одобряют методологию или не нравятся результаты.
20 октября 2020 года обсерватория IREG провела IREG 2020 конференцию – Рейтинги университетов во времена неопределенности. На протяжении почти двух десятилетий ежегодные конференции IREG играли роль независимого глобального форума, посвященного состоянию дел в области академических рейтингов. Высшее образование сейчас находится в процессе глубоких изменений в своем функционировании. Эта новая ситуация, безусловно, повлияет на мир рейтингов университетов. Пекинская конференция IREG 2020 (онлайн) рассмотрит изменения, которые произойдут в академических рейтингах в результате воздействия Covid-19 на высшее образование.
IREG 2021, Джедда, Саудовская Аравия
15-16 ноября 2021 года King Abdulaziz University и обсерватория IREG провели IREG 2021 конференцию – Влияние рейтингов на сообщество и общество. В рейтингах университетов, несмотря на их разнообразие и сложность, по-прежнему отсутствуют показатели, измеряющие роль университетов в удовлетворении потребностей местного сообщества и национальной экономики. Эта роль особенно актуальна в постпандемическое время, поскольку университеты являются основными игроками в развитии экономики знаний. На конференции IREG 2021 будет обсуждаться степень, в которой глобальные рейтинги отслеживают качество результатов университетского образования и их влияние на общество и экономику. Также будет обсуждаться влияние COVID-19 на рейтинги университетов и связь между рейтингами университетов и интернационализацией. В этом году основная тема конференции будет дополнена «приглашенной сессией» по глобализации науки.
23-24 июня 2022 года University of Warsaw, Perspektywy Education Foundation и обсерватория IREG провели IREG 2022 конференцию – Академические рейтинги на перепутье. Конференция IREG 2022 в Варшаве будет носить особый, юбилейный характер. Группа международных рейтинговых экспертов (IREG) впервые встретилась в Варшаве двадцать лет назад под эгидой ЮНЕСКО CEPES и Университета Козьминского. Уже тогда национальные рейтинги университетов играли важную роль в ряде стран (Лучшие колледжи по версии US News, рейтинг L’Etudiant во Франции, рейтинг CHE в Германии, рейтинг Perspektywy в Польше или рейтинг McLean’s в Канаде). Важно подчеркнуть, что встреча IREG в Варшаве на год предшествовала появлению шанхайского рейтинга, за ним последовали QS, THE и другие глобальные рейтинги. Это лишь демонстрирует, насколько дальновидными были те эксперты, которые встретились тогда в Варшаве.
IREG 2023, Ташкент-Самарканд, Узбекистан
26-28 апреля 2023 года Ministry of Higher Education, Science and Innovation of Uzbekistan, TIIAME National Research University, Tashkent State University of Economics, Tashkent State Dental Institute, Samarkand State University и обсерватория IREG провели конференцию IREG 2023 – Рейтинги и международная известность университетов.