НЕЗАВИСИМОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИ - РЕЙТИНГ

Независимость. Профессионализм. Объективность.

Берлинские принципы

В 2004 году Европейским центром по высшему образованию ЮНЕСКО (UNESCO-CEPES, г. Бухарест, Румыния) и Институтом политики в области высшего образования (г. Вашингтон, США) была создана международная экспертная группа по ранжированию (IREG). В рамках этой же инициативы на второй конференции IREG-2 (Берлин, 18-20 мая 2006 г.) было подписано соглашение о принятии принципов качества и надлежащей практики при ранжировании ВУЗов – Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений.

Целью данной инициативы стало создание основной схемы разработки и распространения рейтингов независимо от того, являются ли они национальными, региональными или глобальными, что в конечном счете должно привести к созданию системы непрерывного совершенствования методологии проведения ранжирования. Поскольку методологии проведения рейтингов весьма разнородны, данные принципы надлежащего ранжирования будут полезны для их совершенствования и оценки.

Рейтинги и таблицы лиг должны:А) Цели и задачи ранжирования:

1. Быть одним из ряда многообразных подходов к оценке затрат на высшее образование, процессов и результатов сферы высшего образования. Ранжирование служит средством получения информации для сравнения и лучшего понимания высшего образования; они не должны быть основным методом оценки высшего образования. Ранжирование обеспечивает перспективу с точки зрения рыночной экономики, дополняя работу, проводимую государством, аккредитационными органами и независимыми агентствами по оценке качества.

2. Ясно представлять задачи и целевую аудиторию. Ранжирование должно осуществляться в строгом соответствии с задачами. Индикаторы, разработанные для определенной задачи или целевой аудитории, не пригодны в иных случаях.

 3. Признавать разнообразие учебных заведений и принимать во внимание различие их миссий и задач. Оценка качества исследовательских университетов в корне отличается от оценки вузов, дающих массовое высшее образование, ориентированных на определенный регион. Следует постоянно проводить консультации как с вузами, так и с экспертами, проводящими ранжирование.

4. Обеспечить ясность спектра источников, которые представляют информацию для ранжирования, и индикаторов, полученных на основе каждого из ресурсов. Актуальность результатов ранжирования зависит от того, на какую аудиторию оно рассчитано и от источников информации (базы данных, студенты, преподаватели, работодатели). В идеале следовало бы комбинировать всю информацию, поступающую из разных источников, каждый из которых имеет собственную перспективу обзора. В результате мы получили бы более полную и законченную информацию о вузе, включаемом в рейтинг.

5. Учитывать лингвистический, культурный, экономический и исторический контекст системы высшего образования, проходящей ранжирование. Особенно следует учитывать все, даже косвенные факторы при сопоставлении международных рейтингов и четко определять их цели и задачи. Не все страны и системы образования единодушны в своих взглядах на то, что представляет из себя «качество» обучения в вузах, и рейтинги не предназначены для того, чтобы нагнетать такого рода сравнения.

В) Разработка индикаторов и их весов

6. Обеспечивать прозрачность используемой методологии составления рейтинга. Выбор методов, используемых в ходе ранжирования, должен быть ясным и однозначным. Прозрачность должна охватывать как подсчет индикаторов, так и источники данных.

7. Выбирать индикаторы соответственно их релевантности и валидности. Выбор данных должен быть основан не на их доступности, а на показателях, способных отображать качество, а также академические и институциональные сильные стороны. Должно быть понятно, почему Вы включили именно эти показатели и что они отображают.

8. Отдавать предпочтение по возможности показателям достигнутых результатов, а не исходным ресурсам. Исходные ресурсы представляют важность, поскольку дают общее представление об учебном заведении и зачастую более доступны. Показатели достигнутых результатов обеспечивают более точную оценку состояния и/или качества учебного заведения или программы, и составители рейтингов должны обеспечить надлежащий баланс индикаторов.

9. Четко определять методы оценки различных индикаторов и по возможности ограничить изменения в них. Перемены в методах оценки вводят в заблуждение всех, кто пользуется рейтингами. Им трудно понять, в чем лежит причина того, что статус вуза или программы в ранжировании изменился – связано ли это с самим вузом или вызвано переменами в методологии проведения ранжирования.

С) Сбор и обработка данных

10. Обращать должное внимание на этические стандарты и рекомендации надлежащей практики, сформулированные в данных Принципах. Чтобы рейтинги пользовались доверием, лица, ответственные за сбор и обработку данных и их проверку в ходе посещения вуза, должны сохранять объективность и беспристрастность.

11. Использовать по возможности проверенные и уточненные данные. Такие данные имеют ряд преимуществ, включая и тот факт, что вузы уже знакомы с ними, и они поддаются сравнению.

12. Использовать данные, собранные в соответствии с установленной процедурой, применимые к сбору информации в рамках научных исследований. Данные, собранные от ограниченного количества студентов, преподавателей и иных сторон, являются нерепрезентативными качества образования и их следует исключить.

13. Применять меры по обеспечению качества к самим процессам ранжирования. Данные процессы должны учитывать опыт, полученный в ходе оценки ВУЗов, и использовать его для оценки самого рейтинга. Рейтинги должны стать обучающими системами, постоянно использующими опыт для разработки методологии.

14. Применять организационные методы, повышающие достоверность ранжирования. В число этих мероприятий необходимо включить создание органов, оказывающих методическую помощь и даже контроль, предпочтительно, чтобы они работали с участием международных экспертов.

D) Презентация результатов ранжирования

15. Обеспечить потребителей ясным пониманием всех факторов, задействованных при составлении рейтинга, и предложить им выбор формы презентации результатов рейтингов. Таким образом, пользователи рейтингов будут лучше понимать, почему те или иные индикаторы используются при ранжировании ВУЗов или программ, и иметь возможность принять собственное решение о том, какой удельный вес должны иметь различные индикаторы.

16. Результаты ранжирования должны быть составлены и опубликованы таким образом, чтобы исключить или минимизировать ошибки в представляемых данных, а также обеспечивать возможность исправления допущенных ошибок. Если ошибки допущены, то ВУЗы и общественность должны быть информированы о них незамедлительно.

Берлин, 20 мая 2006 г.